Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Работа детского сада с использованием элементов образовательной модели «Первый шаг».

Дата: 15 февраля 2015 в 13:53, Обновлено 19 ноября 2015 в 21:23

Работа детского сада

с использованием элементов образовательной модели

«Первый шаг».

В настоящее время в дошкольных учреждениях активно внедряются различные педагогические технологии, методики, программы направленные на решение главных задач воспитания и обучения, определяемых Кодексом образования.

 В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников.

В рамках реализации этого проекта в 1998 году было создано общественное объединение «Белорусская лига родителей и педагогов «Крок за крокам». Сегодня Международная ассоциация «Step by step» объединяет 29 стран мира, сотни тысяч педагогов и родителей, ученых и практиков, специалистов систем образования различных уровней и, разумеется, самих детей.

В нашем детском саду с использованием основных элементов образовательной модели «Первый шаг» работают 6 групп из 13. Нам неоднократно поступали предложения вступить в Белорусскую Лигу Родителей и Педагогов, однако мы ограничиваемся реализацией задач Учебной программы дошкольного образования посредством частичного использования основных методов и приёмов образовательной модели «Первый шаг».

Чем же так привлекательна данная образовательная модель?

Образовательная модель «Первый шаг» является той современной педагогической системой, в которой определяющими ценностями становятся личность ребёнка, его право на свободный выбор, творчество и самовыражение. Её основная цель – формирование личности, способной непрерывному развитию на протяжении всей жизни.

Выбрав направлением работы группы использование элементов образовательной модели, воспитатели руководствуются принципами:

-Максимальная индивидуализация процесса развития (воспитания и обучения через игру, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте).

-Вариативность и гибкость обучающего процесса, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей,  возможностью каждого ребёнка чувствовать себя личностью и частью коллектива, осознанием детьми понятий свобода и ответственность. Ведущая роль семьи.

-Мультипрофильная развивающая среда, призванная побуждать детей к проявлению инициативы в познании.

-Опора на социальный контекст жизни.

-Трансляция национальных и культурных традиций народа.

Использование элементов образовательной модели «Первый шаг» позволяет нам создать условия для реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку. Группы, работающие в этом направлении, отличает:

  • Дифференциация развивающего пространства в группе, его многофункциональность, что позволяет разнообразить виды детской деятельности.

  • Достаточность и разнообразие материала для восприятия различных органов чувств, способствующие всестороннему развитию каждого ребёнка.

  • Использование методики предоставления выбора, что позволяет поддерживать интерес ребёнка, как мотивацию для познания.

  • Индивидуально-групповая модель воспитательно-образовательного процесса, ориентированная на зону ближайшего развития детей, позволяющая обеспечить всестороннее развитие каждого ребёнка с учётом его особенностей.

 Всё это обеспечивает успешность ребёнка, его уверенность в себе, тем самым поддерживает познавательный интерес, как первоначальное условие получения знаний и овладения навыками.

Одним из условий для успешной реализации на практике образовательной модели «Первый шаг» является грамотная организация предметно-развивающей среды, которая содействует естественному процессу развития детей, формирует мотивацию деятельности и способствует познавательной активности. В группах нашего детского сада оборудованы и полноценно используются основные центры детской деятельности:

Грамота, Математика,Строительство.Изобразительное искусство,

Сюжетно-ролевые игры, Естествознание, Драматизация, Физкультура,

Трудовая деятельность, Конструирование,Музыка

Центры деятельности предусматривают наличие специально организованных мест, обеспеченных материалами и оборудованием и побуждающих детей к играм и занятиям. Центры деятельности оборудованы специальной мебелью и соответствующими комплектами пособий и материалов. Наполняемость центров и их содержания в группах ежегодно изменяется с учётом возраста и развития детей.

 Опыт работы показал, что тщательно продуманная предметно-развивающая среда в центрах деятельности сама по­буждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Обучение и воспитание с учётом требований образовательной модели «Первый шаг» осуществляется на основе проектов и тем. Планируя работу по проекту мы опираемся в первую очередь, на содержание образовательных областей Учебной программы дошкольного образования.

В группах, работающих с использованием элементов образовательной модели «Первый шаг», дети принимают активное участие в создании проектов. Воспитателем совместно с детьми обсуждаются тема проекта и вопросы, которые будут рассматриваться в данном проекте.

Реализация каждого проекта требует определённого времени. Продолжительность изучения какой-либо темы проекта зависит от объёма учебного материала, решаемых задач,  а так же интересов детей. Проект может быть как краткосрочным (от 1 дня), так и долгосрочным (до 3-х месяцев). Работа над проектом ведётся как в специально организованных, так и в свободных видах деятельности. Работа над проектом заканчивается его защитой. Формы защиты проектов достаточно разнообразны, это могут быть выставки, конкурсы, викторины, спортивные праздники и т.д. Однако все они предполагают тесное  взаимодействие непосредственных  участников педагогического процесса – детей, педагогов и родителей.

В своей работе воспитатели ежедневно используют формы специально организованной работы с детьми регламентированные образовательной моделью «Первый шаг»:

* Утренняя встреча (приветствие, новости группы, утренние сообщения, коллективная развивающая игра)

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей - желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, владение определёнными речевыми нормами и правилами, а так же создание атмосферы доверительных отношений, психологического комфорта каждому ребёнку и позитивное эмоциональное вхождение в новый день.

* Утреннее время круга (беседа по теме проекта, выбор или подтверждение выбора центра)

Цель: Настройка на занятие.

* Занятие в центрах деятельности

Программное содержание занятий планируется с учётом Учебной программы дошкольного образования. Занятия организуются как с учётом работы 2, 3, до 4 центров одновременно (в каждом действующем центре работой руководит взрослый – воспитатель, специалист, помощник воспитателя, родители), так и в форме последовательной работы в различных центрах детской деятельности (такие занятия воспитатель проводит самостоятельно).

Вечернее время круга (приветствие-игра на сплочение коллектива, обсуждение работы по проекту в течение дня, выбор темы нового проекта, беседа о том, чем будут заниматься завтра, выбор центров деятельности)

 

Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют технологией семейно-общественного взаимодействия. Родители являются полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса в «шаговских» группах. 

Работу с семьями воспитанников мы строим по следующим направлениям:

Знакомство с семьёй.

Работа с семьёй начинается с момента прихода ребёнка в детский сад, она включает в себя сбор информации о семье, разъяснения о направлениях работы группы и детского сада в целом, ознакомление со спецификой работы группы работающей по «Первому шагу». Родители знакомятся с правилами и традициями группы. Это позволяет родителям почувствовать себя полноценными участниками педпроцесса.

Изучение семьи.

Данный процесс включает в себя формы работы обеспечивающие сбор информации о каждой семье (опрос родителей, наблюдение, посещение на дому, анкетирование, тестирование,…), что позволяет планировать работу опираясь на каждую отдельно взятую семью, представляющую собой микросоциум ребёнка.

Семейно-общественное взаимодействие.

С целью планомерного вовлечения родителей в работу группы воспитателями ежемесячно составляется график участия родителей в педпроцессе на месяц. Планируются такие формы работы с семьёй как:

- участие родителей в праздниках, развлечениях,

- работа с детьми в центрах деятельности,

- пополнение предметно-образовательной среды  группы через участие в смотрах и конкурсах,

- совместное создание проектов

Для организации эффективной и результативной работы с семьями в группах систематически ведётся консультативно-просветительская работа, включающая в себя : 

-посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления тёплых доверительных отношений.

- групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации

- выпуск информационных бюллетеней

- использование тренинговых технологий

- групповые собрания

- выставки

- смотры конкурсы

- круглые столы

- семейный клуб

- викторины

- практикумы

- деловые, имитационные и ролевые игры

- презентации семей (распространение опыта семейного воспитания)

- праздники «Родители – детям»

- совместные развлечения

- спортивные праздники

- совместные выходы на природу, экскурсии

- издание тематических газет, создание папок

- «ящик идей и предложений»

- фестиваль детского и семейного творчества

- ведение папок индивидуального развития ребёнка

С целью повышения педагогической грамотности родителей воспитателями активно ведётся работа, направленная на изучение и пропаганду опыта семейного воспитания

- семейные альбомы

- семейные газеты

- визитные карточки семей

- выступление родителей на презентациях семей

- выставки

- группа родительской поддержки

Организуя работу с семьями воспитанников, мы рассматриваем родителей не как формальных участников мероприятий, а как активных союзников в создании максимально благоприятных условий для воспитания, развития детей в семье и в детском саду. Партнёрские отношения с семьёй  во имя успешного развития каждого ребёнка стали «визитной карточкой» групп, работающих с использованием элементов образовательной модели «Первый шаг». 

в

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.