Работа детского сада
с использованием элементов образовательной модели
«Первый шаг».
В настоящее время в дошкольных учреждениях активно внедряются различные педагогические технологии, методики, программы направленные на решение главных задач воспитания и обучения, определяемых Кодексом образования.
В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников.
В рамках реализации этого проекта в 1998 году было создано общественное объединение «Белорусская лига родителей и педагогов «Крок за крокам». Сегодня Международная ассоциация «Step by step» объединяет 29 стран мира, сотни тысяч педагогов и родителей, ученых и практиков, специалистов систем образования различных уровней и, разумеется, самих детей.
В нашем детском саду с использованием основных элементов образовательной модели «Первый шаг» работают 6 групп из 13. Нам неоднократно поступали предложения вступить в Белорусскую Лигу Родителей и Педагогов, однако мы ограничиваемся реализацией задач Учебной программы дошкольного образования посредством частичного использования основных методов и приёмов образовательной модели «Первый шаг».
Чем же так привлекательна данная образовательная модель?
Образовательная модель «Первый шаг» является той современной педагогической системой, в которой определяющими ценностями становятся личность ребёнка, его право на свободный выбор, творчество и самовыражение. Её основная цель – формирование личности, способной непрерывному развитию на протяжении всей жизни.
Выбрав направлением работы группы использование элементов образовательной модели, воспитатели руководствуются принципами:
-Максимальная индивидуализация процесса развития (воспитания и обучения через игру, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте).
-Вариативность и гибкость обучающего процесса, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, возможностью каждого ребёнка чувствовать себя личностью и частью коллектива, осознанием детьми понятий свобода и ответственность. Ведущая роль семьи.
-Мультипрофильная развивающая среда, призванная побуждать детей к проявлению инициативы в познании.
-Опора на социальный контекст жизни.
-Трансляция национальных и культурных традиций народа.
Использование элементов образовательной модели «Первый шаг» позволяет нам создать условия для реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку. Группы, работающие в этом направлении, отличает:
-
Дифференциация развивающего пространства в группе, его многофункциональность, что позволяет разнообразить виды детской деятельности.
-
Достаточность и разнообразие материала для восприятия различных органов чувств, способствующие всестороннему развитию каждого ребёнка.
-
Использование методики предоставления выбора, что позволяет поддерживать интерес ребёнка, как мотивацию для познания.
-
Индивидуально-групповая модель воспитательно-образовательного процесса, ориентированная на зону ближайшего развития детей, позволяющая обеспечить всестороннее развитие каждого ребёнка с учётом его особенностей.
Всё это обеспечивает успешность ребёнка, его уверенность в себе, тем самым поддерживает познавательный интерес, как первоначальное условие получения знаний и овладения навыками.
Одним из условий для успешной реализации на практике образовательной модели «Первый шаг» является грамотная организация предметно-развивающей среды, которая содействует естественному процессу развития детей, формирует мотивацию деятельности и способствует познавательной активности. В группах нашего детского сада оборудованы и полноценно используются основные центры детской деятельности:
Грамота, Математика,Строительство.Изобразительное искусство,
Сюжетно-ролевые игры, Естествознание, Драматизация, Физкультура,
Трудовая деятельность, Конструирование,Музыка
Центры деятельности предусматривают наличие специально организованных мест, обеспеченных материалами и оборудованием и побуждающих детей к играм и занятиям. Центры деятельности оборудованы специальной мебелью и соответствующими комплектами пособий и материалов. Наполняемость центров и их содержания в группах ежегодно изменяется с учётом возраста и развития детей.
Опыт работы показал, что тщательно продуманная предметно-развивающая среда в центрах деятельности сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
Обучение и воспитание с учётом требований образовательной модели «Первый шаг» осуществляется на основе проектов и тем. Планируя работу по проекту мы опираемся в первую очередь, на содержание образовательных областей Учебной программы дошкольного образования.
В группах, работающих с использованием элементов образовательной модели «Первый шаг», дети принимают активное участие в создании проектов. Воспитателем совместно с детьми обсуждаются тема проекта и вопросы, которые будут рассматриваться в данном проекте.
Реализация каждого проекта требует определённого времени. Продолжительность изучения какой-либо темы проекта зависит от объёма учебного материала, решаемых задач, а так же интересов детей. Проект может быть как краткосрочным (от 1 дня), так и долгосрочным (до 3-х месяцев). Работа над проектом ведётся как в специально организованных, так и в свободных видах деятельности. Работа над проектом заканчивается его защитой. Формы защиты проектов достаточно разнообразны, это могут быть выставки, конкурсы, викторины, спортивные праздники и т.д. Однако все они предполагают тесное взаимодействие непосредственных участников педагогического процесса – детей, педагогов и родителей.
В своей работе воспитатели ежедневно используют формы специально организованной работы с детьми регламентированные образовательной моделью «Первый шаг»:
* Утренняя встреча (приветствие, новости группы, утренние сообщения, коллективная развивающая игра)
Цель: Развитие коммуникативных способностей детей - желание вступать в контакт с окружающими, умение организовать общение, владение определёнными речевыми нормами и правилами, а так же создание атмосферы доверительных отношений, психологического комфорта каждому ребёнку и позитивное эмоциональное вхождение в новый день.
* Утреннее время круга (беседа по теме проекта, выбор или подтверждение выбора центра)
Цель: Настройка на занятие.
* Занятие в центрах деятельности
Программное содержание занятий планируется с учётом Учебной программы дошкольного образования. Занятия организуются как с учётом работы 2, 3, до 4 центров одновременно (в каждом действующем центре работой руководит взрослый – воспитатель, специалист, помощник воспитателя, родители), так и в форме последовательной работы в различных центрах детской деятельности (такие занятия воспитатель проводит самостоятельно).
* Вечернее время круга (приветствие-игра на сплочение коллектива, обсуждение работы по проекту в течение дня, выбор темы нового проекта, беседа о том, чем будут заниматься завтра, выбор центров деятельности)
Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют технологией семейно-общественного взаимодействия. Родители являются полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса в «шаговских» группах.
Работу с семьями воспитанников мы строим по следующим направлениям:
Знакомство с семьёй.
Работа с семьёй начинается с момента прихода ребёнка в детский сад, она включает в себя сбор информации о семье, разъяснения о направлениях работы группы и детского сада в целом, ознакомление со спецификой работы группы работающей по «Первому шагу». Родители знакомятся с правилами и традициями группы. Это позволяет родителям почувствовать себя полноценными участниками педпроцесса.
Изучение семьи.
Данный процесс включает в себя формы работы обеспечивающие сбор информации о каждой семье (опрос родителей, наблюдение, посещение на дому, анкетирование, тестирование,…), что позволяет планировать работу опираясь на каждую отдельно взятую семью, представляющую собой микросоциум ребёнка.
Семейно-общественное взаимодействие.
С целью планомерного вовлечения родителей в работу группы воспитателями ежемесячно составляется график участия родителей в педпроцессе на месяц. Планируются такие формы работы с семьёй как:
- участие родителей в праздниках, развлечениях,
- работа с детьми в центрах деятельности,
- пополнение предметно-образовательной среды группы через участие в смотрах и конкурсах,
- совместное создание проектов
Для организации эффективной и результативной работы с семьями в группах систематически ведётся консультативно-просветительская работа, включающая в себя :
-посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления тёплых доверительных отношений.
- групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации
- выпуск информационных бюллетеней
- использование тренинговых технологий
- групповые собрания
- выставки
- смотры конкурсы
- круглые столы
- семейный клуб
- викторины
- практикумы
- деловые, имитационные и ролевые игры
- презентации семей (распространение опыта семейного воспитания)
- праздники «Родители – детям»
- совместные развлечения
- спортивные праздники
- совместные выходы на природу, экскурсии
- издание тематических газет, создание папок
- «ящик идей и предложений»
- фестиваль детского и семейного творчества
- ведение папок индивидуального развития ребёнка
С целью повышения педагогической грамотности родителей воспитателями активно ведётся работа, направленная на изучение и пропаганду опыта семейного воспитания
- семейные альбомы
- семейные газеты
- визитные карточки семей
- выступление родителей на презентациях семей
- выставки
- группа родительской поддержки
Организуя работу с семьями воспитанников, мы рассматриваем родителей не как формальных участников мероприятий, а как активных союзников в создании максимально благоприятных условий для воспитания, развития детей в семье и в детском саду. Партнёрские отношения с семьёй во имя успешного развития каждого ребёнка стали «визитной карточкой» групп, работающих с использованием элементов образовательной модели «Первый шаг».
в