Что такое синдром эмоционального выгорания
и как себя уберечь от этого?
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. От педагога требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Из года в год увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины эмоционального выгорания:
• Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
• Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки.
• Загруженность рабочего дня.
• Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир.
• Эмоциональные и интеллектуальные перегрузки.
• Недостаточно времени для отдыха и общения.
• Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
• Недостаток сна.
Сам процесс протекает в несколько стадий.
Стадии профессионального выгорания:
Эмоциональная опустошенность – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», снижается интерес к окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
Редукция профессиональных обязанностей – это вторая стадия. На этой стадии начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. Характерной чертой второй стадии выгорания является деперсонализация. Она проявляется в деформации межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах, как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от мнения и действий других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
Редукция личностных достижений – третья стадия. Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся безразличны. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции (заболевания) и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Симптомы профессионального выгорания:
• чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от коллег
Проявление признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) может быть обусловлено стажем работы педагога:
Со стажем работы от 1 года до 3 лет – признаки СЭВ проявляются у 8–11% педагогов. Это обусловлено процессом адаптации к профессии и отсутствием определенных способов психологической защиты.
Наиболее часто СЭВ страдают педагоги со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет – около 40%. Это обусловлено накопленной усталостью и разочарованием в профессии.
Со стажем работы от 15 до 20 лет признаки СЭВ проявляются 22% педагогов.
Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Первый и самый важный шаг в борьбе с симптомами эмоционального выгорания это изменение своего внутреннего состояния: позиции «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяин своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния.
Дальше могут помочь следующие способы:
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка.
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной;
SPA-процедуры.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ:
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих расслабляться, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции:
Движения потягивания и расслабления мышц, методики релаксации,
посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой
СПОСОБЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
занятие любимым делом - хобби.
Следующий способ – это САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ:
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз даже за незначительные успехи. Дарите себе подарочки и милые безделушки.
В заключение, хотелось бы напомнить притчу о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями, путешествуйте. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.
Занимайтесь, прежде всего, важными для вас вещами и будьте благодарны жизни за эту возможность!