Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Дата: 17 декабря 2019 в 23:00, Обновлено 17 декабря 2019 в 23:07

Картинки по запросу картинки синдром эмоционального выгорания

Что такое синдром эмоционального выгорания

и как себя уберечь от этого?

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. От педагога требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  Из года в год увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание  это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. 

Причины эмоционального выгорания:
•    Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций.
•    Отсутствие близких, доверительных отношений и поддержки.
•    Загруженность рабочего дня.
•    Пессимистический взгляд на себя и окружающий мир. 
•    Эмоциональные и интеллектуальные перегрузки.
•    Недостаточно времени для отдыха и общения.
•    Принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других.
•    Недостаток сна. 

 

Сам процесс протекает в несколько стадий.

Стадии профессионального выгорания:

Эмоциональная опустошенность – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», снижается интерес к окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.

Редукция профессиональных обязанностей – это вторая стадия. На этой стадии начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. Характерной чертой второй стадии выгорания является деперсонализация. Она проявляется в деформации межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах, как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от мнения и действий других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.

Редукция личностных достижений –  третья стадия. Отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся безразличны. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции (заболевания)  и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).


Симптомы профессионального выгорания:
•    чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
•    ощущение эмоционального и физического истощения;
•    частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
•    полная или частичная бессонница;
•    постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
•    безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
•    повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
•    частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
•    постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
•    чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
•    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
•     ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
•    сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
•    чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
•    невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
•    дистанцированность от коллег 

Проявление признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) может быть обусловлено стажем работы педагога:

Со стажем работы от 1 года до 3 лет – признаки СЭВ проявляются у 8–11% педагогов. Это обусловлено процессом адаптации к профессии и отсутствием определенных способов психологической защиты.

Наиболее часто СЭВ страдают педагоги со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет – около 40%. Это обусловлено накопленной усталостью и разочарованием в профессии.

Со стажем работы от 15 до 20 лет признаки СЭВ проявляются 22% педагогов.

Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Первый и самый важный шаг в борьбе с симптомами эмоционального выгорания это изменение своего внутреннего состояния: позиции «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяин своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния.

Дальше могут помочь следующие способы:


ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение, 
танцы,
музыка. 
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной; 
SPA-процедуры.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ: 

Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих расслабляться, то есть снимать стресс.

Способы физиологической саморегуляции:
Движения потягивания и расслабления мышц, методики релаксации,
посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой  

СПОСОБЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
занятие любимым делом - хобби.

Следующий способ – это САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ:
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз даже за незначительные успехи. Дарите себе подарочки и милые безделушки.

В заключение, хотелось бы напомнить притчу о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют.

Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты. 

Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями, путешествуйте. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

Занимайтесь, прежде всего, важными для вас вещами и будьте благодарны жизни за эту возможность!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.