Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Здоровая и нездоровая привязанность ребенка к родителям.

Дата: 17 декабря 2019 в 22:54, Обновлено 17 декабря 2019 в 23:04

Похожее изображение

Здоровая и нездоровая привязанность

ребенка к родителям.

Привязанность ребенка к родителям – важнейший компонент эмоционального развития.  О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (наиболее ярко это выражено в 7 мес.) и появлении посторонних (в 8 мес.).  На втором году жизни беспокойство в присутствии посторонних снижается, частично проявляясь смущением и застенчивостью. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. В возрасте  2,5 – 3 года привязанность к матери уже не носит такой зависимый характер, это обусловлено сформировавшимся чувством «я».  В дошкольном возрасте на фоне выраженной привязанности к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителями того же пола, у мальчиков – с отцом, у девочек – с матерью, выражаемый фразой «Я буду мамой /папой».  Это своего рода игра в семью, когда мальчики представляют себя в роли отца, а девочки – матери, испытывая одновременно все более нарастающее чувство любви к родителю другого пола.  Однако мать  остается  преобладающим объектом эмоционального предпочтения и любви. Для мальчиков это естественно, поскольку мать и раньше была в фокусе их эмоционального внимания. У девочек любовь к матери должна дополниться любовью к отцу. Важно, чтобы мать не восприняла это событие как ослабление любви к ней  и пренебрежение ее вниманием.

Таким образом, дошкольный возраст представляет собой уникальный этап в эмоциональном развитии ребенка и формировании модели и структуры семейных отношений.

Привязанность к родителям, к сожалению, не всегда носит положительный характер.

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ребенку внушается, что чувствовать себя в безопасности можно только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность в общении с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность создает налет инфантильности, несамостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях, особенно в новых ситуациях общения.

К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Такие отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой.  Эти крайности отражаются на ребенке самым неблагоприятным образом. Дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью. 

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы. Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ребенком  является недостаточная  эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляется по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально «перегорая» на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой.  Эмоционально заторможена из – за невротического состояния, недостаточно общительная и чрезмерно принципиальная по характеру, она воспитывает даже первенца по абстрактным схемам, без учета его реальных потребностей. Характерны бесконечные нравоучения, морализирование, отсутствие живого контакта с детьми, ласки и нежности. Это создает для ребенка эмоциональный барьер в общении с матерью.

Не способные быть безучастными, чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, что их не выслушают, не поймут, не приласкают. Это поведение воспринимается родителями как капризы и упрямство. Вместо изменения отношения к ребенку, родители закручивают гайки.  Опасность данной ситуации в том, что у детей развивается болезненное самолюбие, они начинают любить только себя в противовес любви к другим.

Непростой является и ситуация, когда родители настолько увлечены друг другом, что не замечают  детей. Дети при этом испытывают сложные и противоречивые чувства любви, ревности и зависти. Это создает определенные проблемы в отношениях со сверстниками обоего пола.

Как видим, чувства и установки родителей, семейные отношения и чувства детей тесно связаны.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя понять, чтобы, с одной стороны, не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, а с другой – развивать соответствующие полу ребенка навыки и умения любить и чувствовать себя счастливым.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.